Сергей Русанов (serg_rusanov) wrote,
Сергей Русанов
serg_rusanov

Category:

Правда о романсе..

Правда о старинном романсе

Ходячее мнение:

Старинный романс возник раньше классического. Алябьев, Варламов, Гурилев, Булахов писали общедоступные песенки, называя их романсами. Но пришел Глинка и показал, что значит серьезный, профессиональный романс

Правда:

Романс вплоть до Глинки не делился на старинный и классический. Лучшие романсы Глинки и Даргомыжского звучали и в салонах, и в концертах, как и сочинения Алябьева и Варламова, Девитте. И пели их и профессионаольные певцы и любители. И Глинка и Даргомыжский, не получившие консерваторского образования, охотно общались с композиторами-любителями. По общедоступности они не уступали друг другу.



Ходячее мнение:

Линию Глинки в романсе продолжили Могучая кучка и Чайковский, Рахманинов и Мясковский, профессиональные композиторы 20 века и наших дней. Сочинения высоких профессионалов составили отныне и учебные программы, и программы серьезных концертов. Никакой надобности в продолжении доглинкинского романса не оставалось, и эта линия захирела, зачахла.

Правда.:

Консерватории и кружки профессиональных композиторов назвали всех романсистов до Глинки дилетантами, отодвинув их в далекое прошлое. Свое же творчество отныне назвали профессиональным, серьезным и классическим. Его понимание отныне требовало специального образования, а исполнение профессионального мастерства. Стена между ученой музыкой и общедоступной стала расти не по дням а по часам.. За этой стеной профессионалы и не заметили, что линия «доглинкинская», вбирая в себя много хорошего и от Глинки и от более поздних профессионалов, продолжила курс на общедоступность и в 19 и в 20 веках. На этом пути возникли десятки и сотни шедевров старинного русского романса.



Ходячее мнение:

Старинный романс – это набор дилетантских изделий, рассчитанных на невзыскательный вкус. От сочинителя он не требует ни образования, ни профессиональной подготовки, от исполнителя ни голоса, ни специального обучения. Только профессиональные романсы в профессиональном исполнении можно рассматривать как серьезное настоящее искусство.

Правда:

Старинный романс – это не беспомощное подражание классическому, а совершенно особый жанр со своей собственной эстетикой. И когда консерваторские профессионалы пытались «одной левой ногой» сочинить нечто подобное, ничего не получалось. И когда консерваторские певцы берутся за старинный романс, результат получается тот же самый. Исполнение старинных романсов требует особых навыков, особого мастерства, в консерваториях, как правило, не изучаемого. С этой проблемой сталкивались даже великие певцы: Шаляпин, Обухова, Нежданова…



Ходячее мнение:

Старинный романс больше всего нравится мещанам. Уже в 19 веке его любили называть мещанским, лакейским, уличным, бытовым, нищенским. Его называли слащавым и сентиментальным, примитивным и чувственным. В 1920-е годы в нем нашли даже орудие проституирования советской женщины, авторов его судили за нравственное разложение психологии рабочих и красноармейцев, города и деревни. Его обвиняли в цыганщине и уголовщине запрещали и изгоняли отовсюду.

Правда:

Гораздо больше мещанства старинный романс в любительском или в цыганском исполнении любила и вся русская аристократия, и все наши поэты и писатели, художники и актеры. Втайне его любили для друзей напевать и наши великие оперные певцы и даже великие композиторы. М. Глинка, Н. Рубинштейн, П. Чайковский, Рахманинов были к нему не равнодушны. Все они находили в нем самый живой и искренний язык для воплощения любовных чувств, любовной культуры. По этой же причине старинный романс любили и любят за рубежом, находя в нем одно из неповторимых достижений русской музыки и поэзии.

Цитируется по материалам сайта Старинный романс: old-romance.ru

С уважением, Сергей Русанов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment